Сделать заказ
/ Мировая история нейминга

Мировая история нейминга

12 сен 2018

Мировая история нейминга

Нейминг - является сферой маркетинга, которая посвящена созданию имен и названий.

Название в виде основного компонента маркетингового набора торговой марки выполняет важнейшую коммуникативную функцию в восприятии ЦА бренда. Грамотно выбранное наименование существенно упрощает продвижение товаров, услуг или выполняемых работ. Главной целью неймера выступает разработка ярких названий, которые легко запоминаются и с предельной точностью передают концепцию раскручиваемого продукта.

Max
Первоначально собственники «бизнеса» в древности даже не пытались разрабатывать для собственных «фирм» интересные имена – предприниматели того времени банально давали компаниям свои имена либо фамилии. Большинство доживших до сегодня старых фирм носили имена собственных создателей. О разработке названий для изготовляемых товаров или предлагаемых услуг в то время вообще не задумывались.

Max
Но наступило XIX столетие с масштабными технологическими прорывами, впечатляющим увеличением производственных мощностей, расширением ассортимента, всплеском конкуренции, а также развитием науки. На рынке появилось множество безликих продуктов, абсолютно идентичных, если смотреть с позиции клиента. В результате изготовители и их товары сформировали единую массу. В итоге развернулась полноценная «борьба за клиента», стремительно близилось время нейминга.

Стык XIX-XX столетий был примечательным резким раскручиванием экономических наук, среди которых особняком стоял маркетинг. Продвижение продукции становится важным преимуществом в борьбе с конкурентами. Для придания продуктам и фирмам индивидуальных особенностей, собственники отходят от банального «фамильного названия» и начинают использовать другие методики. Выходят на рынок популярные и благополучные даже сегодня «Кока-Кола», «Джуйси Фрут» и т.д. Важным элементом успеха подобных компаний однозначно стали хорошие названия. Появляется на свет целая сфера – брендинг, опирающаяся преимущественно на название.

Max
В 1900г. издается книга Д.У. Томпсона, в которой изучается понятие брендинга, а также описывается важность нейминга для успешного продвижения. Нейминг начинает активно изучаться, если на протяжении длительного времени он имел метафизическую основу, имена создавались с расчетом на банальную интуицию и обычным описательно-ассоциативным способом, то новая наука начали искать логические объяснения, выдвигая разные теории и способы «грамотного нейминга», который на самом деле может решать судьбу компании. К научным трудам привлекались филологи, лингвисты, а также психологи и, конечно же, маркетологи. Изучению подвергалась история, делались эксперименты, разрабатывались перспективные гипотезы, многие из которых в результате были опровергнуты. В итоге в нейминге начал применяться почти академический подход. Он превратился в настоящую научную дисциплину.

Max
Получив собственный исследовательский аппарат, а также отыскав реально заинтересованную целевую аудиторию, нейминг стал услугой, которая при этом начала стоить достаточно серьезных денег. Сегодня за создание названия платят сотни тысяч $. Однако подобные расходы вполне оправданы, поскольку удачное имя может принести миллионы или даже миллиарды в американской валюте.

Актуальность и важность нейминга поступательно увеличивалась на протяжении долгих лет, развитие проходило медленно, но уверенно. Более того, первоначально нейминг входил в спектр маркетинговых услуг. Агентств, специализировавшихся на этом направлении, не существовало, что неудивительно, поскольку в отсутствии сформированного рынка такие компании бы моментально обанкротились. В результате нейминг в качестве платной услуги появился в агентствах, которые занимались рекламой, продвижением или брендингом. К слову, и сейчас фирм, предлагающих только нейминг, немного.

Max
Компании приходили и уходили с рынка, происходил естественный отбор. Назовем агентства, одними из первых предложивших услуги нейминга и продолжающие успешную деятельность сегодня.

Первыми услуги по разработке названий предложило легендарное американское маркетинговое агентство Landor.

Американскую фирму Landor, которая была создана в Америке в 1941г. можно с полной уверенностью назвать основным кандидатом на первенство в данном рейтинге. Первоначально Уолтер Ландор работал в небольшой съемной квартирке, создавал упаковки и разрабатывал коммерческий дизайн. Однако со временем его деятельность переросла в большую компанию, которая начала предлагать брендинг. В результате Landor стала первой в мире компанией, занимающейся консультированием и созданием брендов. Ландор превратил бренд в важнейший инструмент маркетинга и продвижения, делая огромный акцент на нейминг. Изначально он включался в набор брендинговых услуг.

Max
Из компаний, которые занимались только неймингом, первыми были NameLab, а также Lexicon. Эти фирмы начали свою деятельность почти одновременно, однако подход к разработке имен у данных организаций кардинально разный.

Наиболее популярное агентство по неймингу «Лексикон» (США) начало работу в 1982г. Лозунгом компании стала фраза: «Мы разрабатываем название, а бренд из этого имени делает клиент».

Max
Создатель агентства Д. Плачек, являющийся и сегодня его президентом, начал применять методику мозгового штурма с соблюдением уникальных принципов собственных разработок.
В создание уникальной технологии нейминга компания «Лексикон» вложила более миллиона долларов США, и над её разработкой трудились лучшие филологи и лингвисты. В результате было выделено 5 ключевых методов формирования имен, которые базировались на принципах звукового восприятия слова.

Профессионалы указанной организации, делят создаваемые имена на пять категорий:
• Названия, созданные с использованием других слов (PowerBank, AppStore и т.д.);
• Названия, представляющие собой уже применяемые в языковом обороте слова (Forester, Apple и т.д.)
• Полностью придуманные (Celeron, Pentium и т.д.)
• Классические (слова на латинском языке и т.д.);
• Сокращенные (например, Optima – от optimal и т.д.)

Max
Сейчас в «Лексиконе» работает чуть менее тридцати высококвалифицированных специалистов, в том числе пять профессиональных лингвистов. Это одна из самых известных нейминговых компаний в мире. Стоимость услуг составляет – от 40 000$ за имя. Однако подобная сумма заказчиков не смущает, поскольку название от «Лексикон» сулит многомиллионную прибыль. Работники этой американской компании в период 1984-2003г. разработали более полутора тысяч наименований для самых разнообразных товаров и услуг.

NameLab начало предоставлять рассматриваемые услуги в 1981г. в Сан-Франциско. Создателем агентства стала инженер-электрик и по совместительству доктор лингвистических наук Айра Бахрах. Базисом её «нейминга» стали методики структурной лингвистики. В результате основа нейминга от компании NameLab состоит в создании имен из морфем – небольших частиц, которые имеют смысл и выступают фундаментом слова.
Однако Айра не пользовалась исключительно характерным для английского комплексом морфем, а сделала свои исследования. Благодаря этому «морфемный» словарь увеличился в разы. Она расширила значение уже используемых частиц и добавила корни из латинского, а также греческого и целого ряда других языков. В итоге вышел функциональный конструктор с множеством элементов, позволяющих «создавать» слово с нужным значением и произношением.

Max
Ярким примером работы от вышеуказанной компании выступает «нейминг» новой компьютерной корпорации. Клиент перед NameLab поставил цель – создать название, которые будет включать в себя значения «компьютер», «маломерный», а также «обязательный элемент». Следуя собственной методике, Айра подобрала необходимые морфемы – «comp», а также «pak». В итоге получилось имя «Compak». Для выделения литеру «k» сменили на «q». В результате вышло название «Compaq», которое не просто отображало суть фирмы, но и даже стало первым официально запатентованным наименованием, оканчивающимся на литеру «q». На сегодняшний день компания Compaq всемирно известна, и не в последнюю очередь за счет хорошего наименования.

Max
Также огромную лепту в поступательное развитие нейминга добавила британская бренд-консалтинговая фирма Interbrand, разработавшая название известного во всем мире антидепрессанта Prozac.
Max

Закрыть